Весной 2015 года Яндекс опубликовал сравнительный срез развития интернета в разных Регионах России. Данные были получены на основе сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости, Яндекс.Карты, а так же предоставлены Фондом «Общественное мнение», исследовательской группой TNS и компанией GfK.
1. Рост аудитории в России по сравнению с другими странами.
СНГ, Грузия и страны Балтии. По уровню проникновения Интернета Россия находится на 4 месте (всего позиций), после Эстонии, Латвии и Литвы. На декабрь 2013 года доля людей, пользующихся Интернетом хотя бы раз в месяц, составляет чуть больше 60% от всего населения страны. В Эстонии, к примеру, эта доля составляет 80%.
В рейтинге стран «Большой восьмёрки» и БРИКС Россия занимает 7 место из возможных 12. На первом месте находится Канада с долей пользователей около 95%, на последнем – Индия, где пользуются Интернетом всего 20% населения.
За год в России появилось почти 6 000 000 новых пользователей, а дневная аудитория выросла на 6,7 миллиона человек.
Исследование компании Яндекс показало, что доля посетителей увеличилась во всех регионах и типах населенных пунктов, увеличились темпы роста количества пользователей в сельской местности. Москва находится на первом месте по процентному соотношению пользователей сети Интернет к общему числу проживающих в регионе – 77%, далее идет Санкт-Петербург с таким же количеством пользователей. Примечательно, что ЦФО, не считая Москвы, и СЗФО, не считая Петербурга, показывают меньший процент посещаемости: 61% и 55% соответственно.
Больше половины пользователей Интернета являются людьми до 35 лет. Однако аудитория пользователей старшего возраста стремительно растет. При этом, молодые пользователи чаще живут в небольших городах, люди старшего возраста – в мегаполисах.
2. Проникновение мобильного Интернета
Больше всего мобильных пользователей зарегистрировано в Дальневосточном федеральном округе – около 77% с годовым приростом в 17%. Обнаружено, что за 2014 год доля визитов с мобильных устройств увеличилась в полтора раза. При этом, визитов со смартфонов почти в два раза больше, чем с планшетов.
Старые платформы смартфонов Java, Symbian и bada за год потеряли две трети своей доли в Интернете, уступив место Android; Windows Phone почти не изменила своих позиций. На планшетах Android также набирает позиции, отыгрывая трафик у iOS. Специалисты прогнозируют, что к концу 2015 года пользователей обеих операционных систем станет почти поровну.
Пользователи, ежедневно выходящие в Интернет, получают информацию и из приложений. Количество используемых приложений в среднем одинаково во всех крупных городах – 5 или 6. В Москве количество популярных приложений немного больше, чем в Санкт-Петербурге. В Москве и других крупных городах, кроме Петербурга, женщины используют чуть больше приложений, чем мужчины.
3. Другие показатели развития Интернета
3.1. Присутствие организаций в сети
На февраль 2015 года 59% организаций, которые зарегистрированы в сервисе Яндекс.Карты указали наличие собственного сайта. Это на 4% больше, чем год назад. Наиболее высока доля этих кампаний в Москве, Санкт-Петербурге и ЦФО. В Москве зарегистрировано снижение роста, в то время как в регионах увеличивается количество регистраций.
3.2. Активность СМИ
По данным исследования, в России зарегистрировано более 4 500 активных СМИ; почти четверть из них находится в Москве. Ежедневно публикуется почти 100 000 новостных сообщений в день.
3.3 Торговля в Интернете
Всё больше людей совершают покупки через Интернет. Количество онлайн-покупателей выросло по всей России. Сильнее всего прирост заметен в Северо-Западном федеральном округе (исключая Санкт-Петербург). В Москве и Петербурге не такие высокие темпы роста, однако в этих городах онлайн-покупателей больше, чем в остальных. Так, в Москве с учетом прироста зарегистрировано порядка 90 покупателей на 100 пользователей сети Интернет, в Санкт-Петербурге – примерно 85. Самый большой чек в Москве. Среди покупок в зарубежных магазинах первенство за Китаем.
4. Проникновение Интернета в регионах России за период с осени 2013г. по весну 2015г.
Москва – 77%
Санкт-Петербург – 77%
Центральный федеральный округ (без Москвы) – 60%
Северо-Западный федеральный округ (без Санкт-Петербурга) – 64%
Южный федеральный округ – 60%
Северо-Кавказский федеральный округ – 60%
Приволжский федеральный округ – 57%
Уральский федеральный округ – 63%
Сибирский федеральный округ – 60%
Дальневосточный федеральный округ – 58%
Мы привели небольшую часть исследования, чтобы показать, насколько быстро пользование Интернетом входит в повседневную жизнь жителей России. Безусловно, это открывает широкий простор для развития различных экосистем Рунета: электронная коммерция, развитие бизнеса, социальные медиа, digital-маркетинг и другие – цифры и факты прогнозируют светлое будущее для всех направлений. Что же произойдет на самом деле, мы узнаем из практического опыта и следующего исследования компании Яндекс.