В любом бизнесе важно получать максимальную отдачу от вложенных в продвижение средств. Поэтому у каждого инструмента интернет-маркетинга есть свои ключевые показатели эффективности (KPI), оценка которых поможет сравнить достигнутый результат с затраченными усилиями и инвестициями в каналы продвижения.
Для эффективной работы с проектами необходимо сопоставить цели, которые необходимо достичь бизнесу и инструменты интернет маркетинга и, исходя из этого, определить, какие показатели эффективности необходимо учитывать.
Корректный сбор и анализ показателей поможет понять насколько эффективно работает рекламная стратегия, позволит оптимизировать затраты и максимально повысить результат.
В этом материале мы разберем основные показатели эффективности в контекстной рекламе, поисковой оптимизации и социальных сетях.
Оценка эффективности контекстной рекламы
Контекстная реклама является мощным инструментом интернет-маркетинга, с помощью которого можно эффективно и быстро повысить продажи товаров или услуг. Данный вид продвижения подойдет практически любому бизнесу. Главным преимуществом контекстной рекламы является возможность прогнозирования результатов с высокой точностью.
В контекстной рекламе имеется большое количество показателей эффективности и для каждого типа бизнеса они подбираются индивидуально в зависимости от конкретных целей деятельности.
KPI в контекстной рекламе являются:
- Количество кликов - сколько всего было произведено кликов по объявлению, с последующим переход на сайт.
- Конверсия - показатель, дающий представление о том, сколько пользователей совершили необходимое целевое действие (покупка товара, регистрация, подписка на рассылку и т.д.) относительно общего числа посетителей.
- Визиты - просмотры сайта более 30 секунд одним пользователем с совершением активного действия (переход по ссылкам, загрузка файлов, вызов функций).
- Средняя продолжительность визита - общее количество проведенного пользователями времени на сайте, поделенное на количество посетителей. Этот показатель важен для оценки степени вовлеченности пользователя, взаимодействующего с содержимым конкретных страниц.
- Показатель отказов - соотношение пользователей, которые покинули сайт, просмотрев только одну страницу, ко всем пользователям, которые пришли на сайт. Высокий показатель отказов говорит о том, что пользователь не нашел для себя полезной информации и покинул сайт.
Для сбора данных используются инструменты интернет-аналитики, такие как Яндекс.Метрика и Google Analytics.
Оценка эффективности поисковой оптимизации
Главная цель поисковой оптимизации (SEO) - не просто повысить позиции ключевых запросов, но привлечь как можно больше целевого трафика из органической выдачи поисковых систем. Достижение результатов в SEO является долгим процессом (в среднем 3-6 месяцев), но и результат носит более продолжительный характер, нежели в контекстной рекламе. Компании, заинтересованные в долгосрочном развитии и постоянном росте бизнеса, используют поисковое продвижение (SEO) как неотъемлемую часть общей маркетинговой стратегии.
Самыми основными показателями эффективности поискового продвижения являются:
- Количество переходов из поисковых систем. Для того, чтобы измерить трафик из поисковых систем, необходимо воспользоваться метрикой Яндекса или Google (а лучше, если и то, и другое), предварительно установив скрипты счетчиков на продвигаемый сайт.
Как просмотреть отчет о трафике из поисковых систем в Яндекс.Метрике:
Аналогичный отчет в Google Analytics:
- Вывод в ТОП10 определенных ключевых запросов. Для того, чтобы поисковые запросы собирали максимально доступный поисковый трафик, они должны располагаться как можно выше в результатах поисковой выдачи.
Другие показатели успешной оптимизации сайта. Данные показатели определяют, насколько сайт технически корректно настроен, соответствует ли он требованиям поисковых систем. Говорят об этом следующие параметры:
- Индексация страниц - соотношение количества страниц сайта с количеством страниц, попавших в индекс поисковых систем, свидетельствует о корректности настройки карты сайта и файла robots.txt.
- Частота посещений сайта поисковым роботом - чем чаще сайт пополняется новой и актуальной информацией, тем чаще его посещает поисковый робот.
- Индекс качества сайта (ИКС) - показатель Яндекса для определения востребованности сайта пользователями.
Следующие показатели также являются немаловажными для оценки эффективности поискового продвижения. Для удобства их можно разделить на следующие группы: показатели конверсии, юзабилити и показатели технической оптимизации.
- Показатели конверсии. В поисковом продвижении важно не просто привлечь посетителей на сайт, а чтобы эти посетители совершали в итоге необходимое конверсионное действие (звонок, заполнение и отправка формы, покупка)
- Показатели юзабилити. Данные показатели определяют то, насколько удобен сайт для посетителя. Ведь если сайт нравится пользователям, они будут дольше проводить на нем время и обязательно возвращаться. Отслеживать необходимо следующие показатели: возвраты, время сессии, отказы.
Оценка эффективности продвижения в социальных сетях
Соцсети уже давно привлекают владельцев бизнеса и маркетологов наличием обширной аудитории и возможностями коммуникации напрямую с потенциальным клиентом (потребителями). Присутствие компании в социальных сетях является фактически обязательной мерой для успешного ведения бизнеса. Кампании в социальных сетях способствует росту потенциальной аудитории, повышению доверия к бренду.
В работе с социальными сетями успех напрямую зависит от изначально поставленных целей кампании. Постановка четких целей определит, какие показатели будут важны для оценки эффективности.
Для анализа статистики и показателей эффективности используются как инструменты социальных платформ, так и метрики Яндекса и Google. В качестве примеров далее будут использоваться отчеты сетей Facebook, VK и систем аналитики Яндекс.Метрика, Google Analytics.
Итак, какие основные показатели эффективности в социальных сетях можно выделить и где их найти:
Темп роста подписчиков. Необходимо отслеживать для того, чтобы понимать, как на темп влияет различная активность в группе или сообществе. Facebook, например, предоставляет следующие возможности статистики: увидеть общее количество подписчиков, узнать, сколько новых подписчиков появилось (за минусом отписавшихся) и увидеть источники подписчиков. Со всеми параметрами можно ознакомиться в разделе Статистика - Подписчики:
Охват - показатель, отображающий количество людей, увидевших публикацию в социальных медиа. Охват может рассчитываться как в рамках одной публикации, так и всей страницы. Охват публикации в Facebook можно увидеть под самим сообщением.
Общий охват доступен в разделе Статистика - Охват.
Аналогичным образом охват аудитории можно оценить в VK:
Вовлеченность - важный показатель, означающий уровень заинтересованности пользователями контента сообщества или паблика. Оценивается данный показатель согласно активности следующих типов взаимодействия - комментарии, лайки, репосты, упоминания. Оценить вовлеченность в Facebook - раздел Статистика - Публикации:
Трафик из социальных сетей. Если размещение публикаций в социальных сетях производится с целью последующего посещения основного сайта, необходимо отслеживать трафик, поступающий из активных социальных медиа.
Данные по трафику из социальных сетей в Яндекс.Метрике:
Аналогичный отчет в Google Аналитика - Источники трафика - Каналы - Social:
Кроме того, сервис аналитики Google предоставляет возможность более точного анализа переходов из социальных сетей путем настройки целей. Для этого нужно перейти в раздел Источники трафика - Социальные сети и создать цель.
Настройка целей поможет определить наиболее эффективные социальные сети, на которых целесообразнее будет сконцентрировать усилия по продвижению.
Сбор количественных и качественных показателей является важной частью продвижения бизнеса в интернете. Поисковые системы и социальные сети предоставляют большое количество доступных и удобных инструментов для получения и анализа данных, необходимых для оценки эффективности рекламной кампании и поискового продвижения. Используйте полученные данные, чтобы оценить качество проведенных работ, оптимизировать бюджет, процессы и ресурсы компании.